ВЕСТЕРОС

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВЕСТЕРОС » Ремесла и забавы » Православная


Православная

Сообщений 1 страница 30 из 239

1

http://file-rf.ru/uploads/original/analitics/102011/91af8d540561cf1d8a1ace4d43a1a1f9fa43d0f8.jpg

0

2

ДЕНЬ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ, 8 ИЮЛЯ 2014 ГОДА
25 июня (8 июля по новому стилю) православная церковь отмечает день Петра и Февронии, почитаемых на Руси как покровители семьи и брака. Супружеский союз святых Петра и Февронии Муромских считается образцом христианского брака.

Согласно легенде, за несколько лет до того как стать князем Мурома, Петр убил огненного змея. Во время поединка он испачкался кровью гада, отчего заболел проказой. Никто не мог исцелить Петра. Но во сне будущему князю было открыто, что его сможет исцелить дочь бортника Феврония.

Феврония в качестве оплаты за исцеление пожелала стать женой Петра. Но после излечения он не сдержал своего обещания. Феврония, предвидя это, намеренно не исцелила один струп на теле Петра, из-за чего болезнь возобновилась. После повторного исцеления Петр женился на Февронии.
Когда он стал князем Мурома, бояре взбунтовались против княгини простого происхождения, однако со временем Февронии удалось заслужить уважение и любовь горожан. В преклонных летах супруги приняли в разных монастырях монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Они умерли в один день и час. Похоронили их в разных могилах, но на следующий день их тела оказались вместе.

С 2008 в день святых Петра и Февронии отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности — праздник, который посвящен семье и семейным ценностям. А в народном календаре славян этот день носил название Феврония Русальница.

0

3

http://www.celitelstvo.su/_pu/0/97572233.jpg
Петр и Феврония – покровители семьи и супружества

Cвятые супруги правили русским городом Муромом на старости лет приняли монашеский постриг и ради своей любви испросили у Господа великую милость – преставиться в один день и час в двадцать пятый день месяца июня (8 июля по новому стилю).

После их преставления тело блаженного князя Петра решили похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, общий их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме Пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что их гробы пусты, а святые тела покоятся в соборной церкви Пречистой Богородицы в общем гробе. Люди опять переложили их в отдельные гробы. И снова утром оказались Святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы.

В настоящее время мощи Святых находятся в муромском Свято-Троицком женском монастыре. Припадающие с верой к раке с их мощами щедро получают просимое.
А просят - женихов хороших, и невест добрых и красивых, укрепления семейных отношений и благополучия.
Тропарь, глас 8

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше и преподобных житию сподобистеся. С нимиже молитеся Господеви сохранити без вреда отечество ваше, да вас непрестанно почитаем.

Величание

Ублажаем вас, святии чудотворцы Петре и Февроние, и чтим святую память вашу, вы бо молите за ны Христа, Бога нашего.

0

4

Молитвы святым благоверным
князю Петру и княгине Февронии

Молитва первая

О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков.

0

5

Петр и Феврония –
святые покровители семьи и супружества

История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Записал повествование о благоверных Петре и Февронии в XVI в. священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного.

Преподобный Петр был младшим братом княжившего в городе Муроме благоверного Павла. Однажды в семье Павла случилась беда – по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Прознав об этом, князь Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Святых отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Священному Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они Бога, чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.

В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: "О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Она же ответила: "Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь". Он во второй раз послал сказать: "Недолго могу ждать тебя". И в третий раз прислал сказать: "Уже умираю и не могу больше ждать!" Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня (8 июля по новому стилю).

После их преставления решили тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Решили так, говоря, что, так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме Пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви Пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались Святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами - в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города Мурома.

В настоящее время мощи Святых находятся в муромском Свято-Троицком женском монастыре. Припадающие с верой к раке с их мощами щедро получают просимое.

0

6

Бабушка моя дала мне эту молитву , я всегда ее читаю Она очень сильная!
Ангел Божий, Хранитель мой!
Твоему попечению вверила меня благость Всевышнего.—
Прости и вразуми меня, храни меня на пути жизни, руководи меня и управляй мною.Аминь.

0

7

Девочки какая хорошая идея! Вот я теперь к вам в учиники поступаю!
Мне вообще в последнее время кажется, что мне надо всю семью святой водой облить - недавно муж, сейчас старший - что- то с шеей у него (то ли подвывих, то ли растяжение ). Сидит грустный и замотанный бинтом, зато голову держит как настоящий испанский гранд.
Так что девочки подсказывайте мне кому и как молится, что бы мелкие неприятности нас стороной обходили.
Или может это хорошо, что они мелкие? Знаете как евреи говорят,если деньги теряют: "спасибо Господи, что взял деньгами"......................

+1

8

" Благословение родительское на воде не тонет и в огне не горит.Молитва родительская не допуститпогибнуть человеку-она со дна морского достанет!"

Молитва родителей на благословение детей

Господи, Иисусе Христе,Сыне Божий, благослови,освяти,сохрани сие чадо мое( имя) силою животворящаго Креста Твоего.

0

9

Спаси, Господи,  и помилуй детей моих(имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе творити волю Твою , яко Ты еси Бог наш. Аминь.

0

10

День апостолов Петра и Павла
Православный календарь
День апостолов Петра и Павла в 2014 году проходит 12 июляhttp://orthcalendar.ru/images/object/300x200/1323204441_606.jpg
День Петра и Павла - праздник очень древний, он имеет множество названий: «Петров день» или «Петровки» и т.п. Но самое полное и правильное его название – "день святых первоверховных апостолов Петра и Павла". В этот день заканчивается Петров пост. История данного праздника уходит своими корнями в глубокую древность, когда еще в 258 году в этот день в Риме были перенесены мощи этих апостолов. Однако содержание данного события утратилось в веках, и теперь данный праздник воспринимается как поминание мученичества обоих этих апостолов.

0

11

Вспомнить житие святых.
Августин Блаженный определял этот праздник как единый день, в который совершается память о страданиях обоих апостолов, Петра и Павла, несмотря на то, что они страдали в разные дни.
В этот день стоит задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии – одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять – высший духовный подвиг. Разумеется, в наше время ценности несколько видоизменились, но в этот день стоит задуматься о смирении.
В этот день служится божественная литургия в память о первоверховных апостолах. Если праздник приходится на среду или пятницу, он включается в Петров пост и является постным. Если праздник выпадает на выходные, то поста нет в этот день. Если же праздник припадает на остальные дни недели, он тоже входит в Петров пост, но в меню допускается некоторое послабление: к примеру, допускается растительное масло, яйца, молочные продукты.
Многие священнослужители трактуют данный праздник как призыв к миссионерству. Стоит задуматься о том, что необходимо делиться с людьми своей верой. Если человек стал свидетелем чуда, если его мысли обрели покой и равновесие в молитве и обращении к Богу, стоит открыть этот путь и другим людям, подобно первоверховным апостолам, которые несли учение Христа людям.
"День апостолов Петра и Павла".  http://hochu.ua/pictures_ckfinder/images/34862.jpg

0

12

16-18 июля Сергиев Посад станет центром церковных торжеств, посвященных 700-летию преподобного Сергия Радонежского
В 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В рамках торжеств, посвященных памяти святого, трудами и молитвами которого преобразилась Русь и сформировалась русская монашеская традиция, в разных регионах России при организационном участии и сотрудничестве Церкви и государства проходит ряд праздничных мероприятий.

0

13

Се́ргий Ра́донежский[1] (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года (дата предположительная, см. ниже) — 25 сентября 1392 года) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский необычайно много сделал для Русской церкви и для государства. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.[2]

Дни памяти:

25 сентября (8 октября) — преставление;
5 (18) июля — обретение мощей;
6 (19) июля — Собор Радонежских святых.
Кроме того, 24 августа (6 сентября) празднуется явление Богородицы преподобному Сергию.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/69/Sergius_von_Radonezh.jpg

0

14

Биография Сергия Радонежского --


Сергий Радонежский родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители святого были людьми благородными и благочестивыми. Его отца звали Кириллом, а мать — Марией.

Удивительное чудо свершилось еще до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребенок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребенка в церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились.

Мария же, когда носила ребенка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через время ребенок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.

Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата, Стефан и Петр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.--


Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал ему о своих неудачах в учебе и попросил помолиться о нем. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошел в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошел в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.

Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.

Отец святого, Кирилл, переселился из Ростова в Радонеж, ибо в Ростове в то время бесчинствовал воевода из Москвы Василий Кочева. Он отбирал имущество у ростовцев, из-за этого Кирилл и обеднел.

Кирилл поселился в Радонеже у Рождественской церкви. Его сыновья, Стефан и Петр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушел в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами:

Отцовское наследство Варфоломей отдал младшему брату Петру, а себе не взял ничего. Жена старшего брата, Стефана, к этому времени умерла, и тот принял монашество в Покровском монастыре Хотькова.--

По просьбе Варфоломея Стефан пошел с ним искать пустынное место. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжелой жизни в лесу и ушел в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.

Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. После пострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием. Через несколько дней он проводил игумена, попросив его наставлений, благословения и молитв. В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.

Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли.

Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошел сам дьявол со множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом. В другой раз бесы напали на святого в хижине, но молитвой его были посрамлены.

Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более года.

Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна. Но все же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всем подражая преподобному. Иноки служили полунощ-ницу, заутреню, часы, а служить обедню приглашали священника, потому что Сергий по смирению не принимал ни священства, ни игуменства.

Когда собралось двенадцать монахов, кельи обнесли тыном. Сергий неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил, еду варил. А ночи проводил в молитвах.--

Игумен, который постриг Сергия, умер. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошел в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился.

Вернувшись в обитель, преподобный ежедневно служил литургию и наставлял братию. Некоторое время в обители было только двенадцать монахов, а потом пришел Симон, архимандрит Смоленский, и с тех пор число иноков стало увеличиваться. Симон же пришел, оставив архимандритство. А старший брат Сергия, Стефан, привел в монастырь к преподобному своего младшего сына Ивана. Сергий постриг мальчика под именем Федор.

Игумен сам пек просфоры, кутью варил и свечи делал. Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.

Сначала к монастырю не было даже хорошей дороги. Гораздо позже люди построили возле того места дома и села. А в первое время монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. Один раз Сергий не ел три дня и на четвертый пошел рубить сени для старца Даниила за решето гнилого хлеба. Из-за нехватки еды один инок стал роптать, а игумен начал учить братию терпению. В этот момент в монастырь принесли множество еды. Сергий велел сперва накормить тех, кто принес еду. Они же отказались и скрылись. Так и осталось неизвестным, кто был человек, пославший яства. А братия за трапезой обнаружила, что хлеб, присланный издалека, остался теплым.

Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришел крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. В это время в монастырь приехал князь и, увидев игумена, поклонился ему до земли. Телохранители князя оттеснили изумленного крестьянина, но, когда князь ушел, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет крестьянин принял монашество.

Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных.

Один благочестивый человек пришел в монастырь с больным сыном. Но принесенный в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошел за гробом, тело же ребенка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нем ученик Сергия.

На реке Волге жил вельможа, которого мучил бес. Безумного силой повели в монастырь к Сергию. Преподобный изгнал беса. С тех пор много людей стало приходить к святому за исцелением.

Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц.

К преподобному пришли греки, посланцы константинопольского патриарха. Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам.

Некоторые братья противились наставничеству Сергия. Во время одного из богослужений брат Сергия Стефан произнес несколько дерзких слов против преподобного, оспаривая его право руководить монастырем. Преподобный услышал это и, потихоньку уйдя из обители, отправился на реку Киржач, там поставил келью и затем построил церковь. Многие люди помогали ему в этом деле, собралась многочисленная братия. Иноки же покинутого Сергием Троицкого монастыря также переходили на Киржач. А другие пошли в город к митрополиту с просьбой о возвращении Сергия. Митрополит повелел преподобному вернуться, обещав изгнать его противников из монастыря. Сергий послушался. Один из его учеников, Роман, стал игуменом в новом монастыре на реке Киржач. А сам святой вернулся в монастырь Святой Троицы. Братия радостно встретила его.

Пермский епископ Стефан очень любил Сергия. Направляясь в свою епархию, он шел мимо Троицкого монастыря. Дорога пролегала далеко от обители, и Стефан просто поклонился в ее сторону. Сергий в тот момент сидел за трапезой и, хотя не мог видеть Стефана, поклонился ему в ответ.

Ученик Сергия, преподобный Андроник, возымел желание основать монастырь. Однажды Сергия навестил митрополит Алексий, который рассказал о своем замысле основать монастырь в честь Спаса Нерукотворного, в память об избавлении от бури на море. Сергий дал митрополиту в помощники Андроника. Алексий основал монастырь на реке Яузе, а наставником в нем стал Андроник. Сергий посетил это место и благословил. После Андроника игуменом стал преподобный Савва, а после него Александр. В этом монастыре был и знаменитый иконописец Андрей.

Федор, племянник преподобного Сергия, сын Стефана, тоже задумал основать обитель. Он нашел красивое место для нее — Симонове, у реки Москвы. По благословению Сергия и архиерея он устроил монастырь. После Федор стал архиереем Ростовским.

Однажды во время службы в Троицкой обители монахи увидели удивительного человека, служившего литургию вместе с игуменом Сергием. Одежды этого человека блистали, и сам он сиял. Сергий сначала ни о чем не хотел рассказывать, а потом открыл, что Это ангел Божий СЛУЖИЛ С НИМ.

Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришел в монастырь к Сергию за благословением и советом — следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву», Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всем происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвине. Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил церковь и оставил там своего ученика Григория.

А еще по просьбе князя Дмитрия Серпуховского Сергий прищел в его вотчину и основал Зачатьевский монастырь «что на Высоком». Там остался ученик преподобного Афанасий.

Митрополит Алексий, видя приближение своей кончины, уговаривал Сергия стать митрополитом, но тот по своему смирению не согласился. А когда Алексий умер, митрополитом стал Михаил, который начал ополчаться на святого Сергия. Михаил внезапно умер по дороге в Царьград, что было предсказано Сергием.

Однажды преподобному явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Она сказала, что не оставит Троицкой обители.

Некий епископ из Царьграда пришел увидеть Сергия. На самом деле он не верил, что Сергий действительно великий «светильник». Придя в монастырь, епископ ослеп, Сергий же исцелил его.

Одного человека терзала тяжкая болезнь. Родные принесли его к преподобному, тот окроgил его водой, помолился о нем, больной сразу же заснул и скоро выздоровел. Князь Владимир послал в монастырь еду и напитки. Слуга, который нес все это, попробовал пищу и напитков отведал. Когда слуга пришел в монастырь, Сергий упрекнул его, слуга сразу же покаялся и получил От святого прощение.

Богатый человек, живший, возле обители, отнял борова у соседа-бедняка и платы не дал. Обиженный пожаловался Сергию. Игумен укорял лихоимца, и тот пообещал исправиться, но потом решил денег не отдавать. Когда же он вошел в кладовую, то увидел, что туша борова сгнила, хотя был сильный мороз. После этого чуда лихоимец раскаялся и отдал деньги.

Когда один раз святой Сергий служил Божественную литургию, его ученик Симон видел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял алтарь. Перед причастием божественный огонь вошел в чашу. Игумен запретил Симону рассказывать об этом, пока он, Сергий, не умрет.

За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал безмолвствовать.

Перед смертью Сергий поучал братию. А 25 сентября скончался. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов — князья, бояре, священники, иноки — пришли проводить святого Сергия.

0

15

http://www.ioann-milostiv.ru/Images/Calendar%202014.png

0

16

Есть еще молитвы. Очень сильная молитва при любой опасности - это 90-й псалом. Есть свидетельства, что его чтение спасало жизнь на войне.

Псалом 90 (Живый в помощи... )

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Свойма осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обьщет тя истина Его.

Не убойшися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

Падет от страны твоей тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твойма смотриши, и воздаяние грешников узриши.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не прийдет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

Яко на Мя улова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Аминь.

0

17

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

0

18

Антоний Громоносец
В этот день православная церковь отмечает память преподобного Антония Печерского — основателя Киево-Печерской лавры и покровителя всех русских монахов. Антоний родился в конце 10 века недалеко от Чернигова. Горя желанием увидеть своими глазами места, где родился и жил Иисус Христос, он посетил Палестину, а на обратном пути задержался в Афоне, где принял постриг и прожил несколько лет. По преданию, игумен Афонского монастыря получил знак отпустить Антония домой, чтобы он распространял христианскую веру на русской земле. Вернувшись на родину, Антоний поселился недалеко от Киева в пещере, выкопанной священником Иларионом. К отшельнику приходили многие люди — кто за благословением, а кто и для того, чтобы остаться жить рядом со святителем. Первыми учениками Антония стали Никон и Феодосий. Когда число отшельников достигло 12 человек, они под руководством святителя выкопали большую пещеру, в которой устроили церковь, трапезную и отдельные кельи. С этого и началась Киево-Печерская лавра. Сам же Антоний из обители удалился и выкопал для себя новую пещеру. Однако рядом с ним вновь стали селиться иноки. Когда их число достигло сотни, братия с благословения Антония построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Житие Антония повествует, что святитель обладал даром чудотворения — исцелял больных, предсказывал события. Мощи преподобного в настоящее время находятся под спудом — то есть не обретены.

На Руси в Антониев день особое значение придавали грому. Если именины святителя приходились на среду или пятницу, и в этот день раздавались грозовые раскаты — это обещало хороший улов рыбы. Если гром на Антония был резким — ждали тихого дождя, а если гулким — готовились к ливню.

Отмечали также день ряски — растения, маленькие листья которого часто можно увидеть на поверхности реки. Считалось, что в местах скопления ряски водятся русалки. «Дождь ряску растит, а водяные девы рвут», — говорили наши предки. На Антония ряску собирали с воды вилами, наполняли ею корзины и несли на скотный двор, где скармливали птицами. Использовали ее и в качестве удобрения. Девушки же по подобию узоров ряски на воде плели особые кружева, которые так и назывались — рясочники.
Считалось, что в местах скопления ряски водятся русалки... (Фото: Nagel Photography, Shutterstock)
--

0

19

http://images.unian.net/photos/2014_07/1406096857-7569.jpg
23 июля Православная Церковь чтит память преподобного Антония Печерского (ХІ век). Святой лавры непостыдное упование… Летнее утро. С Днепра веет приятной свежестью и прохладой. Древняя Печерская лавра утопает в буйной зелени деревьев и густом аромате цветов. Рано взошедшее солнце уже зажгло купола величественных соборов, уютных братских храмов и теперь играет косыми лучами на влажных от росы камнях улочек и стеклах жилых корпусов. Слышен мерный колокольный звон, который звучно отдается не только в каждом из уголков старинной обители, но и в сердцах, всех приходящих в этот святой монастырь. Кажется, что ничего не изменилось за тысячу лет с тех пор, как в эти глухие и опасные места пришел монах, который проделал долгий путь со святой горы Афон, чтобы стать тем, кого мы сегодня молитвенно величаем словами акафиста: «Радуйся, Антоние, монашеского на Руси жития первоначальниче!»

0

20

http://images.unian.net/photos/2014_07/1406096828-8958.jpg
О древний город Любеч! Сколько славных и святых мужей дала нам Черниговская земля. Из этого древнего городища, разместившегося на высоком левом берегу Днепра, происходил родом дед крестителя Руси, равноапостольного князя Владимира. Предание гласит, что герой Куликовской битвы – святой монах Андрей Ослабя был любечским боярином. В этих краях родился и преподобный Антоний. Преподобный Антоний, икона. В миру, то есть до монашества, святой Антоний именовался Антипой. Так как христианство только расцветало на Руси, юноша принял решение отправиться в Грецию, чтобы там принять постриг. Добравшись до Константинополя, Антипа отправляется на святую гору Афон. Обходя монастыри, он видит подвижников, их труды. Оставшись в одной из многочисленных обителей полуострова, Антипа просит игумена возложить на него ангельский образ - постричь в монашество. Во всех послушаниях и добродетелях монах Антоний преуспевал, чем угождал Господу и радовал братию. Спустя некоторое время, по благословению священноначалия, подвижник отправляется на родину, чтобы и там, недалеко от своего дома трудиться во славу Господа нашего Иисуса Христа. Придя в Киев, ему не нашлось приюта, где бы он мог осуществить задуманное, поэтому отец Антоний осваивает глухую местность. Кто бы мог подумать, что варяжская пещера в густых лесах, которая некогда укрывала разбойников, станет уделом Пресвятой Богородицы на Руси?! Видя распри и братоубийство, которое совершил князь Святополк, прозванный за содеянное «Окаянным», преподобный Антоний возвращается на Афон. В одну из ночей, игумену монастыря, в котором пребывал Антоний, явился Спаситель и сказал, что последнему должно вернуться в Киев. Со словами «Иди с миром!» Антония провожают из обители.

0

21

http://images.unian.net/photos/2014_07/1406097604-7662.jpg
Гробница преподобного Антония в Ближних пещерах лавры

Вновь оказался монах в дорогих и знакомых сердцу местах! На одном из поросших непроходимыми лесами холмов, он находит пещеру, обустроенную иеромонахом Илларионом, который впоследствии станет митрополитом Киевским. Там и остается святой Антоний. Ему полюбилось это место. Помолившись со слезами, он сказал: «Господи! Да будет на сем месте благословение святой Афонской горы и молитва моего отца, меня постригавшего; утверди, Боже, мое вселение здесь!»

0

22

Как и прежде, преподобный Антоний трудится во Славу Божию. Пищу его составляют хлеб, травы и вода из источника, который он сам ископал. Он постоянно молится. Постепенно расширяет пещеру для иноков, которые приходят чтобы разделить с ним его подвиги. Есть среди них простые люди; немало юношей знатного происхождения. Когда количество братии составило двенадцать человек пещера была расширена. Были здесь устроены и церковь, и кельи с трапезной. Желая уединения, преподобный Антоний оставляет вместо себя для руководства братией преподобного Варлаама, а сам удаляется на соседний холм. Преподобный Антоний Количество черноризцев возрастало, а игумена Варлаама затребовал к себе князь Изяслав, в крещении Дмитрий, который построил каменный монастырь в честь своего небесного покровителя. Тогда по просьбам и единодушному согласию всех, св. Антоний поставил игуменом Феодосия. Началось благоустройство обители. Введен был устав, то есть распорядок, по которому текла повседневная жизнь монастыря. Может показаться, что жизнь преподобный Антония протекала спокойно и безмятежно… Будучи оклеветанным перед князем Изяславом, преподобный, уже в преклонном возрасте, вынужден покинуть Киев и поселиться в пределах Черниговского княжества в пещерах, на Болдиной горе. Когда выяснилось, что Антония оговорили, князь усердно просил вернуться старца к своей пастве. Незадолго до своего преставления, по молитвам преподобного Антония, чудесным образом было выбрано место под храм, в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1073 году, в глубокой старости, святой Антоний почил. Его положили в той же пещере, в которой он трудился всю свою жизнь. Не стоит удивляться, что святые останки его скрыты от нас. Всю свою продолжительную и полную подвигов жизнь, святой скрывался от человеческих почестей и славы. На Афоне он обитал в расщелине скалы над морем, в Киеве – в лесной пещере… Даже после смерти, мощи его скрыты от нас. Но это не мешает нам приходить со своими проблемами в его тесную келейку и просить о помощи. Говорят, что в ней молитва доходит к Богу быстрее…
http://images.unian.net/photos/2014_07/1406097717-9272.jpg

0

23

Молитва преподобному Антонию, Печерскому чудотворцу
О добрый наш пастырю и наставниче, приснопоминаемый иноков русских первоначалъниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси, мы низу на земли, удаленнии от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею, обаче памятуя отеческую любовь твою к людем ти сродным, припадаем и молим ти ся со умилением и верою: помози нам грешным, покаянием очиститися, и достойными быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым, всех нас. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами обитель твою, всю страну нашу невредимыми от всякаго зла, и вся люди, жительствущия в обители твоей, и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех, утешение, избавление и исцеление им подаждь; да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благодетельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына, и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

0

24

24 июля по новому стилю отмечается память святой равноапостольной княгини Ольги. А что, собственно, мы празднуем?

Это день ее преставления, то есть смерти. Для кого-то это может показаться странным: как можно праздновать день смерти? Это же не день рождения… Однако для христиан это не представляет особой проблемы. Потому что это радостный момент – переход в вечную жизнь со Христом. Момент, когда отрезок земного пути человека, полный тягот и скорбей, закончился, когда наступает новый этап – в жизни вечной, в которой человек становится ближе к Богу. Это как бы второй день рождения.

Поэтому 24 июля все Ольги обязательно должны отмечать свои именины, и делать это с радостью. Ведь мы радуемся в этот день тому, что святая равноапостольная княгиня Ольга, завершив все земные труды, которые послал ей Господь, теперь наконец смогла отдохнуть и с плодами своих трудов предстала перед Богом.http://foma.ru/fotos/svjatyje/img07-12.jpg

0

25

ОЛЬГА ИЛИ ЕЛЕНА?

В крещении Ольга получила имя Елены – в честь святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина. Зачем ей дали другое имя и кто же она все-таки теперь – Ольга или Елена?

Ее крещение произошло в 957 году в Константинополе. В то время она была уже правительницей Руси. Ольгу лично крестили патриарх Феофилакт и император Константин Багрянородный, то есть высочайшие лица Византийской империи.

Почему же ей дали другое имя? Дело в том, что на христианском Востоке было принято крестить в честь какого-то святого, а имя Ольга было в то время еще языческим. Но поскольку мы, современные христиане, теперь уже имеем святую Ольгу, то мы вполне можем называть в честь нее своих детей.

Аналогично, кстати, дело обстояло с именами Светлана и Фотиния. Когда-то славянское имя Светлана было языческим. Мы же, современные люди, можем почитать уже и Светлану, и Фотинию. Из этого, кстати, следует практический вывод: Светланам и Ольгам можно писать в записках свои имена, не обязательно заменять их на Фотинию или Елену, потому что все они равно почитаемы Церковью.

Так кто же все-таки в этот день отмечает именины? Только Ольги? Или Елены тоже могут присоединиться?

24 июля – это именины, прежде всего, для христианок с именем Ольга. Но и Елены, если хотят, конечно, тоже могут присоединиться. Жизнерадостные люди вообще празднуют каждый раз, когда в календаре упомянут святой с их именем.

Но хорошо бы при этом знать, в честь какой именно Елены, Ольги или другого святого вы крещены, с кем именно связали свою жизнь. В христианстве много святых с одинаковыми именами – Александры, Иоанны, Сергии… Один из них – тот, в честь кого вас крестили.

Но есть такое понятие как малые именины – когда чествуют святого с таким же именем, как у вас, но при этом он не ваш небесный покровитель.

Да, и малые именины тоже можно праздновать.

0

26

ЛЕГЕНДЫ ИЛИ ФАКТЫ БИОГРАФИИ СВЯТОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

А что вообще известно о жизни княгини Ольги? Мы знаем, что она была первой нашей правительницей-христианкой. Но есть еще какие-то факты? Или только легенды?

Мы знаем историю жизни Ольги из летописей и из ее жития. Она была женой князя Игоря Рюриковича, есть описание их романтической встречи… Имя Ольга –скандинавского происхождения (Helga). Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, не знатного рода, встретились они случайно. И потом, когда Игорь собрался вступить в брак, он вспомнил про эту девушку и сделал ее своей женой, княгиней.

Есть еще одно очень интересное предание о ней – его передают жития святой княгини Ольги. Речь идет об эпизоде накануне ее крещения. Как известно, Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдова. И вот византийскому императору Константину она так понравилась, что он захотел взять ее в жены. Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает. Когда же Ольгу окрестили (а Константин, как мы помним, стал ее крестным отцом), император у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Часть историков сегодня скептически смотрит на некоторые эпизоды ее жития. В частности, это касается сватовства императора Константина Багрянородного и знакомства Ольги с князем Игорем: была ли она простолюдинкой, познакомились ли они случайно и так далее. Что же до Константина, то мог ли он заинтересоваться нашей княгиней, которая была уже в почтенных летах? Так что же это – предания или факты?

Дело в том, что человек живет не только точными знаниями, но еще и верой. И я бы так сказал: есть две истории. Одна – те точные сведения, которые мы знаем и которые в случае Ольги можно свести к нулю. Потому что разве мы можем что-то знать о той эпохе, если мы не были свидетелями? Даже те события, которые происходят сейчас, глазами пяти разных человек могут трактоваться по-разному. Что уж говорить о том, что было много веков назад. И есть другая история – Божья, в которой самое главное – смысл. И какой истории поверить? Лично я склонен поверить той, которая Божья, которая отражена в житии. Потому что она дает человеческое, христианское осмысление масштаба и роли княгини Ольги.

А оспорить можно все что угодно. Это разговор из серии «докажите, что Бог есть», или «объясните, что такое Бог-Троица» — вот так прямо вытащите из кармана и покажите! Но это не те вещи, которые можно просто так взять и доказать. Я бы ответил словами булгаковского персонажа: что это у вас, чего ни хватишься – ничего нет!

0

27

ШЕКСПИРОВСКАЯ ГЕРОИНЯ

Чем интересна фигура княгини Ольги для нас, современных людей, живущих в атмосфере культа политкорректности и толерантности, — так это тем, что она фигура очень «пререкаемая». Часто, когда разговор заходит о христианских святых, критики Церкви говорят, что их у нас слишком много, и среди них есть абсолютно «нерукопожатные» люди, которых невозможно канонизировать. Такие споры велись про святых воинов, правителей, про императора Николая… Суть обвинений в том, что, дескать, люди, которые совершили целый ряд определенных поступков, не могут быть святыми. И как может быть святой княгиня Ольга, когда она так жестоко расправилась с древлянами? Речь идет об известных событиях, когда древляне убили ее мужа Игоря, а Ольга жестоко отомстила за его смерть, причем неоднократно.

О да! Первый раз – это когда к ней прибыли послы древлян, а она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем…

Потом она приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян хорошенько напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. А затем уже была известная история с птицами, которых древляне прислали ей в виде дани, а она велела привязать к лапам птиц горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись, естественно, на свои насиженные места. Так город был сожжен.

И как к этому ко всему относиться?

Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, не христианкой. А мы знаем, как сильно крещение может изменить человека. Случаются и кардинальные перемены – об этом свидетельствует пример князя Владимира. Когда он крестился, то совершенно переменил свою жизнь. Мы и по себе это знаем, как меняется жизнь после того как мы проходим через таинственные воды крещения вслед за Христом и возрождаемся к новой жизни. Действительно, если человек с верой преступает к этому таинтву, то его жизнь меняется.

А во-вторых, то, что Ольга так себя повела, по языческим меркам было вполне закономерно. Вспомним книги Ветхого Завета: как там вынуждены были поступать люди. Вспомним мерки, с которыми к ним подступал Бог и которые им предъявляла окружающая жизнь. Иными словами, про Ольгу можно сказать, что это шекспировская фигура – настолько большого масштаба, что нам, современным людям, многое в ней непонятно. Мы живем совсем в других условиях. В том числе, на нас сильно повлияли соображения политкорректности. Мы боимся порой лишний раз пошевелить пальцем или сказать слово в социальных сетях, потому что нас за это уже называют извергами. А в то время жизнь была совсем другая. И если люди уровня княгини Ольги совершали такие поступки, это считалось добродетелью, в тогдашнем ее понимании. Поэтому для нас некорректно подходить со своими мерками и судить о тех событиях со своей колокольни. Тем более, что судить кого-то – это нарушение заповеди. Княгиня Ольга делала все то, что она почитала своим долгом.

Иными словами, если мы сейчас беремся судить людей того времени, мы часто забываем, что рассуждаем с позиции культуры, в которой христианские ценности укоренились уже как норма, и Заповеди Ветхого и Нового Завета для нас по меньшей мере не являются открытием.

Конечно. Как бы то ни было, но мы все же жители христианской цивилизации, которой уже много веков. Это впиталось в наши плоть и кровь, несмотря даже на то, что мы порой протестуем против христианства, пытаемся найти другие пути в своей жизни и так далее. Но тем не менее… Скажем так: мы разные растения, но грядка у нас одна. Поэтому, чтобы со своими мерками подойти к дохристианской жизни, нужно проявить большую осторожность и мудрость. Наш подход напоминает реконструкции телестудии БиБиСи, где сражаются герои в красочных костюмах, показывают нам это в 3D, и нам кажется, что так все и было. На самом деле, мы очень много туда привносим своего. А чтобы понять события тех веков, лучше читать хроники и летописи того времени, пытаться понять мир того человека.

0

28

КНЯГИНЯ ОЛЬГА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Отец Сергий, а можем ли мы говорить, что Ольга имела какое-то отношение к последующему Крещению Руси, которое было в 988 году при участии ее внука, святого равноапостольного князя Владимира? Ведь Ольги тогда уже не было в живых?

Возможно, прямого влияния на князя Владимира она и не имела, но память ее почиталась – это несомненно. Кроме того, будучи правительницей Руси, Ольга очень многое сделала для проповеди христианства. У нее было языческое окружение, ее сын Святослав тоже был язычником. И при этом на Руси строились православные храмы. В том же Киеве, еще до Крещения Руси, было немало православных церквей. Кстати, княгиня Ольга была у нас родоначальницей каменного строительства, и строила она не пустые сооружения, а храмы. В этих храмах были священники, там совершалась Литургия, там звучала молитва – первая на Русской земле христианская молитва. Поэтому несомненно, княгиня Ольга, которую очень часто на иконах изображают с маленьким храмом в руках, как всех храмостроителей, уже этим оказала влияние на то, чтобы впоследствии на Руси появилось православие. Она искренне молилась о том, чтобы Русская земля была просвещена светом Христовой веры, и это впоследствии произошло.

Почему же ей не удалось сына-то своего, Святослава, крестить?

Думаю, нам по-человечески именно это как раз и понятно. У любой мамы, которая пытается привести своих детей в Церковь, тут не будет вопросов: все знают, насколько это сложно. Не могу сказать, стояла ли перед Ольгой вообще такая цель – крестить Святослава. Но, поскольку она была мудрой правительницей, она, возможно, понимала, что не стоит на него давить – на это завязано очень много политических узлов, да и дружина вся некрещеная… Насильственное введение христианства чревато разными потрясениями. Даже при Крещении Руси князем Владимиром они были – потому что языческая вера так просто не отступала. Возможно, Ольга не была готова к таким поворотам, поэтому делала другое: она давала возможность быть христианству на Руси до всеобщего крещения.

0

29

РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ

Ольгу называют святой равноапостольной княгиней. Так же называют и царицу Елену, мать императора Константина, в честь которой Ольга была крещена. Что это за чин такой? Почему их так называли

В самом слове кроется ответ: равные апостолам. В чем была миссия учеников Христовых? – нести проповедь христианства в разные страны и народы, чтобы как можно большее число людей узнало о Христе. И те, кто принимал в этом участие, как святая княгиня Ольга, называются равноапостольными. Она способствовала тому, чтобы вера Христова пришла на Русь, чтобы в храмах, которые создавались, звучала проповедь Евангелия, и все люди могли, придя в храм, услышать эту проповедь и принять крещение. Благодаря ей христианская вера на Руси перестала быть экзотикой.

0

30

Тропарь равноапостольной великой княгине Российской Ольге, глас 1

Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ВЕСТЕРОС » Ремесла и забавы » Православная


Создать форум. Создать магазин