Православная
Сообщений 31 страница 60 из 240
Поделиться312014-07-24 05:00:01
Кондак равноапостольной великой княгине Российской Ольге, глас 4
Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление.
Поделиться322014-07-24 05:00:51
Молитва первая равноапостольной великой княгине Российской Ольге
О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков
Поделиться332014-07-24 05:01:57
Молитва вторая равноапостольной великой княгине Российской Ольге
О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Поделиться342014-07-24 05:02:39
Молитва третья равноапостольной великой княгине Российской Ольге
О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Поделиться352014-07-24 05:03:14
Величание
Величаем тя, святая равноапостольная княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры православныя народу своему предвозвестившую.
Поделиться362014-07-28 20:57:59
В Украине икона начала лить кровавые слезы
Впервые за 150 лет в #Павлограде Днепропетровской области замироточил лик Спасителя. Священнослужители и верующие с тревогой восприняли это знамение
В Павлограде Днепропетровской области произошло чудо , немало озадачившее и напугавшее местных жителей, - в обычном доме закровоточила икона Спасителя.
По словам настоятеля Кафедрального собора Спасо-Нерукотворного Образа отца Валентина, капли крови показались на образе 7 июля в день Ивана Крестителя. После чего взволнованная хозяйка передала икону в храм. С тех пор кровь на лике Иисуса запеклась, а новых потеков не появлялось. Икона жительнице Павлограда досталась от бабушке, а написана была в начале ХХ века.
Икона перестала «плакать»в храме
В #Днепропетровской епархии внимательно отнеслись к этому случаю, ведь подобные явления - крайне редки.
Ранее В #Харькове построили храм за один день
«У нас только один подобный случай был с иконой – «Плачущий Спаситель». Она сейчас находится в Свято-Троицком соборе. И больше таких икон не было», - рассказал нам пресс-секретарь Днепропетровской епархии УПЦ Георгий Скубак.
Эта икона была написана в первой половине ХIХ века в итальянском стиле неизвестным художником, снимавшим комнату у мещанки Анны Деевой. При отъезде квартирант оставил в подарок женщине холст с образом. Однажды, молясь ночью на эту икону Анна увидела обильные слезы на лике Спасителя. Подумав, что это испарина, женщина стерла влагу. Когда же слезы появились вновь, она позвала в свидетели соседей и родню. Священники из Троицкого и Преображенского соборов Екатеринослава несколько дней служили молебны в квартире Деевой и наблюдали за происходящим. А чуть позже перенесли икону в собор. Но с тех пор, по словам Георгия Скубака, икона больше не плакала.
Нехорошее предзнаменование
По мнению протоиерея Николая Несправы, павлоградский феномен - нехорошее предзнаменование. «Это очень плохой знак. Это явление в православном мире, которое предзнаменует большие потрясения и кровопролитие. Но при этом есть одна очень важная сторона. Библейская история наполнена похожими случаями. Это сигнал, знак к покаянию и молитве. Если народ умеет собраться с силами, приносит достойное покаяние, тогда чаша гнева Господнего может миновать народ. Если же люди не одумываются, тогда проходит огненное очищение, очищение кровью и, к сожалению, как правило, это так и происходит. Не стоит забывать, что Павлоград – ближайший крупный город нашей области к зоне боевых действий. Условно говоря, это указывает на направление, откуда пришел сигнал. Как в народе говорят, откуда ждать беды», - поделился с нами своими размышлениями священник.
По словам Николая Несправы, за последние пару месяцев в его храм, и так популярный среди горожан, стало приходить еще больше народу. Священник уверен, что успокоение нужно искать в молитве.
«Если бы люди начали сердечно молиться, стали каяться душевно, ситуацию можно было бы исправить. И мне кажется, что сейчас больше ответственности и силы лежит на женщинах. Их молитвы горячей и искренней. Поэтому призыв ко всем женщинам – молиться о мире. Молиться сердцем. А какой молитвой – не имеет значения. И, конечно, дл
я православного человека очень важно в это время чаще заниматься покаянием и причащаться», - рассказал нам отец Николай.
Поделиться372014-07-29 14:37:41
28 июля - праздник День крещения Руси
До конца Х века Русь была языческой страной, где поклонялись различного рода идолам. И только после поездки святой княгини Ольги, на Руси начали прорастать первые ростки христианства.Состоялось крещение в 988 году, в период правления князя Владимира. За этот подвиг православная церковь причислила к лику святых, и называет святым равноапостольным князем Владимиром. Среди простой массы народа он получил прозвище Владимир Красное Солнышко.
Князь Владимир был сыном Святослава, которого воспитывала святая княгиня Ольга. Перед смертью Святослав разделил русскую земля на три части, и Владимиру досталось Новгородская земля. Но вскоре, началась братоубийственная война, в ходе которой Владимир вышел победителем, и вновь объединил Русскую землю в единое целое. Существуют различные версии, почему Владимир выбрал православную веру. Одна из них гласит, что он созвал представителей разных религий и выслушал их. И более всего ему понравилось православное богослужение, и он решил принять православие. Приняв обряд крещения, князь Владимир получил имя Василия. Затем началось крещение всей земли Русской. Распространяя православие, святой князь Владимир приказал строить храмы на тех местах где были капища идолов, чтобы народ быстрее принял новую веру.
Поделиться382014-07-29 21:27:17
МОЛИТВА О МИРЕ В УКРАИНЕ
Владыко Вседержителю, Святый Царю. Призри с Небесе и виждь, како враждуют людие земли нашея и замышляют друг на друга суетное и злобное. О, Многомилостиве! Прости грехи и беззакония наша, ихже ради многия скорби, беды и устрашения приидоша на ны. Благодатию Пресвятаго Духа ороси любовию изсохшия сердца людския, тернием самолюбия, ненависти, зависти, злобы, вражды, лукавства и иных беззаконий поросшия, да возрастят горящую к Тебе и братиям своим любовь, и ею да будут истреблены вси распри, раздоры, разделения во Отечестве нашем.
Усердно молим Тя: мир всем нам даруй, Церкви Твоей и всем людем. Ты бо еси Царь мира и мира Твоего несть предела и Тебе слава и благодарение и поклонение от всех да возсылается, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Поделиться392014-08-02 00:08:37
Ильин день
Ильин День – великий праздник православного календаря, установленный в память ветхозаветного пророка Илии и отмечавшийся 20 июля/2 августа.
Св. Илия (Илья), живший, как говорит ветхозаветное предание, в Израильском царстве за девять веков до Рождества Христова, почитался всеми христианами как один из величайших пророков, устами которого говорил сам Бог, а также как чудотворец, одаренный божественной властью, проповедник, предсказывавший будущее от имени Бога.
Ветхозаветные предания говорят, что Илия был ревнителем бога Яхве, от которого отказались израильтяне, став поклонниками языческого культа Ваала. В наказание за отречение от Яхве бог, по просьбе Илии, наслал на землю израильтян страшную засуху, которая прекратилась только через три года, когда израильтяне вернулись к истинному богу. Это произошло на горе Кармель, куда пришли сторонники Яхве и Ваала. На этой горе они должны были призвать каждый своего бога, чтобы тот посредством огня дал знак своего могущества. Было решено, что израильтяне после испытания будут молиться тому богу, который окажется сильнее. С этой целью были положены два «рассеченных тельца» на две поленницы дров. Жрецы Ваала и Илия должны были попросить каждый своего бога зажечь поленницу и зажарить тельца. Однако, несмотря на все старания, Ваал так и не откликнулся на призыв своих верующих. Затем Илия построил жертвенник Яхве из 12 камней, велел полить его и дрова водой, положил тельца и воззвал к Яхве. В тот же миг вспыхнул огонь, который охватил камни, дрова, воду и тельца. Тогда весь народ, пав ниц, закричал: «Яхве есть бог!» После этого пошел дождь, который не кончался несколько дней, воскрешая засохшую землю.
В день, когда Яхве захотел взять Илию на небо, он послал за ним огненную колесницу, запряженную огненными конями, перед которой расступились воды Иордана. Илия, сев в нее, вихрем взлетел на небо и исчез из виду наблюдавшего это событие Елисея, ученика пророка, который воскликнул: «Отец мой, Отец мой, колесница Израиля и конница его» (4 Царств. 2:11 – 12).
Поделиться402014-08-02 00:09:22
Ильин День — день памяти пророка Ильи, отмечаемый 20.VII /2.VIII . Ильин День праздновался во избежание грома и молний (ср. хрононимы: укр. Громове свято, серб. Илиjа громовник, болг. Гръмовник). Ильин День. считался временем летних гроз и бурь, страх перед последствиями которых (пожары, разрушения, гибель урожая) породил отношение к Ильину Дню как опасному и крайне неблагоприятному (ср. русс. Илья немилостивый, Илья сердитый). Ильин День входил в цикл дней, празднуемых для защиты от грома и пожаров: ср. также сербское поверье о том, что св. Пантелей (отмечаемый 27.VII) приходится Илье-пророку братом, а Огненная Мария (30.VII) — сестрой. В России в Ильин День совершались молебны в поле и в церквях и часовнях, посвященных Илье; запрещались различные виды хозяйственных и домашних работ (косьба, вывоз сена, жатва, а также стирка, колочение белья вальками); несоблюдение этих запретов могло навлечь на село, дом, угодья грозу, сильные ветры, пожары. В России в Ильин День совершались молебны от засухи.
У южных (реже и у восточных) славян известны поверья о том, что от грома в Ильин День портятся орехи: они становятся червивыми, пустыми, сгорают изнутри, «их съедает молния». Плоды лесного ореха и сам кустарник расценивались как прибежище демонического или хтонического существа, поражая которое, гром (громовержец) наносит вред и самим плодам (см. Лещина).
Ильин День считался календарной границей, когда проявлялись первые признаки осени. Болгары говорили, что в Ильин День Илья надевает первый из своих семи кожухов и поворачивается в сторону зимы, а в России считалось, что «на Илью до обеда лето, а после обеда осень». Верили, что с Ильина Дня перестает греть солнце («До Ильина Дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина Дня и на пустоши роса не обсыхает»); начинаются утренние холода и Даже заморозки («На Ильин День и камень прозябает», «До Ильи — хоть разденься, а после Ильи в зипун оденься»); сокращается световой день («Петр и Павел час убавил, Илья-пророк два уволок»); опадают листья с деревьев («Придет Петрок — оторвет листок, придет Илья — отщипнет и два»); начинаются дожди и ненастье («До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит», «Прийде Iлля, то наробить у полi гнилля»). С Ильина Дня запрещалось купание.
С Ильиным Днем связывалось сезонное исчезновение животных (змей, птиц и др.; ср. Воздвижение), а также начиналось «волчье» время: открывались волчьи норы и волки могли нападать на скот; в некоторых местах в Ильин День начинался сезон охоты на волков и охотники считали, что, затравив в Ильин День волка, они обеспечат себе удачу на будущее.
С Ильина Дня отменялись запреты на пищу нового урожая. В Ильин День пасечники в первый раз подрезали соты и угощали всех медом. К Ильину Дню должно было закончиться роение пчел; после него пасечники отгоняли чужой залетевший к ним рой, считая его ненадежным (ср. рус. «Ильинский рой не в корысть»). У восточных славян с Ильиным Днем связано появление хлеба из муки нового урожая (ср. приметы: укр. «На Илли новий хлиб на столи», бел. «На Илью поуну печь хлеба нальлю»). Хлеб из новой муки приносили для благословения в церковь, оставляли его перед иконой Ильи.
Ильин День был одной из хозяйственных границ года: в Ильин День могли начинать жатву («Илья жниво зачинает») или заканчивать уборку урожая (укр. «Илля на поли копи личить»), а также завершать косьбу: «Илья-пророк — косьбе срок»; после Ильина Дня косили толокой в помощь вдовам, сиротам и одиноким старикам (ср. бел. «Іванова сена — панове, а Ілліне — удовіне»).
Одним из наиболее заметных событий Ильина Дня была братчина — осенний праздник урожая.
Поделиться412014-08-14 16:30:40
Медовый спас в 2014 году начался 14 августа
Медовый спас в 2014 году православные верующие празднуют 14 августа. Существует множество разнообразных примет на этот церковный праздник. В Санкт-Петербурге по традиции на Медовый спас пройдет ярмарка в Александро-Невской лавре.
С 14 августа 2014 года, праздника Медового спаса, у православных верующих начинается двухнедельный Успенский пост. Считается, что в этот день пчелы заканчивали собирать мед и пчеловоды могли собрать новый урожай душистого меда. На Медовый сСпас принято нести мед в храм и освящать его там - в благодарность Богу за новый урожай.
В день Медового спаса в церквах также освящают воду – в память о крещении Руси. В Санкт-Петербурге на Медовый спас открыта ярмарка в Митрополичьем саду Александро-Невской лавры – на площади в тысячу квадратных метров представлена продукция из разных регионов России. На ярмарке в лавре можно купить по невысоким ценам отборный мед, орехи, бальзамы и многое другое.
Примет на Медовый спас существует великое множество. Так, в деревнях считается, что если на Медовый спас выкопать колодец, то отравить воду в нем никто не сможет. Мак для выпечки в первый Спас обладает целебными свойствами (если собирать его именно 14 августа). Им также раньше обсыпали домашний скот, чтобы уберечь его от дурного сглаза. На Медовый спас принято купаться, так как вода обладает целебными свойствами.
Поделиться422014-08-19 00:33:57
ПОСТ ОТ ШАИ.
19 августа 2014 года православная церковь отмечает Преображение Господне. В народе этот праздник получил название Яблочный Спас. Это второй Спас (первый – медовый). Этот день называли первыми осенинами и с него начинали готовиться к настоящей осени. Какие традиции на Яблочный Спас существовали на Руси?
Традиция первая. Снимали урожай яблок Раньше на Руси до Яблочного Спаса запрещалось есть яблоки и другие плоды (кроме огурцов). А на Яблочный Спас крестьяне снимали первый урожай яблок и несли в церковь на Божественную литургию освящать. Потом яблоки съедали – в народе верили, что если съесть на Спас яблочко, думая о желаемом, то загаданное сбудется.
Традиция вторая. Ходили в гости Хорошее угощение – достойный повод позвать гостей. Поэтому, сняв первые яблоки, крестьяне пекли яблочные пироги, варили компот и приглашали к себе гостей на застолье. А в деревнях по вечерам все выходили в поле, пели песни и водили хороводы, провожая лето и встречая осень.
Традиция третья. Девушки просили красоты На Яблочный Спас молодые девушки подходили к яблоням, обнимали их и просили, что яблоневые деревья поделились с ними свежестью и красотой. Чтобы красота перешла к ним, девушки срывали листья яблони и вплетали их в венки. И это неудивительно – ведь цветущая яблоня считалась одним из самых красивых деревьев, и красивых девушек нередко сравнивали с яблоньками.
Традиция четвертая. Молились за детей Считалось, что если женщина, потерявшая своих детей до того, как их крестили, не будет есть яблоки до Яблоневого Спаса, а в сам праздник сходит в храм с первым урожаем яблок, то в раю у ее ребенка все будет хорошо, и сам Господь даст ему отведать яблочка.
Традиция пятая. Замечали народные приметы На Яблочный Спас существовало очень много примет. По этому дню определяли погоду на осень и даже на будущую зиму. Народная метеорология гласила, что каким будет Яблочный Спас, таким будет день Покрова (14 октября) и весь январь. Сухая погода на Яблочный Спас предвещала сухую осень, дожди – дождливую, а ясный день – суровую холодную зиму. Также с этого дня лето уже «официально» поворачивало на осень – ночи становились заметно холоднее, а дни короче.
Поделиться442014-08-19 19:16:57
История праздника такова. Задолго до своих страданий и смерти на кресте Христос начал готовить учеников к предстоящим событиям, чтобы те верно их восприняли. Дело в том, что даже апостолы, тесно общавшиеся с Иисусом, были уверены, что Мессия должен быть царем Израилевым. Христос же хотел, чтобы они поняли, что он не еврейский пророк, а Сын Божий, пришедший на землю ради спасения всего рода человеческого. Поэтому необходимо было, как пишет преподобный Ефим Сирин, «чтобы Господь явил им царство славы своей прежде поругания своего и бесчестия, чтобы знали они, что распят он не по немощи своей, а добровольно для спасения мира». С тремя ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — Иисус взошел на гору Фавор для молитвы. Молясь, апостолы задремали и не видели начала Преображения Господня. Их разбудило сияние славы — необычайный свет, исходивший от Христа. Рядом со своим учителем апостолы увидели Моисея и Илию, которые беседовали с ним об исходе в Иерусалим ради совершения искупительного подвига. После на гору спустилось облако, и ученики услышали глас Господень: «Се есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Апостолы испугались, пали ниц и лежали до тех пор, пока Иисус не коснулся их. Напоследок Христос попросил учеников никому не рассказывать об увиденном, пока не свершатся казнь и воскрешение. Начало празднования Преображения Господня относится к раннехристианским временам — до 5 века. На Руси Яблочный Спас стал одним из наиболее широко отмечаемых дней года. В это время в деревнях устраивали большие праздники, отмечая не только религиозный праздник, но и встречу осени. Вечером крестьяне наблюдали заход солнца. Как только светило касалось горизонта, начинали петь песни. К этому времени в садах массово созревали яблоки. Их собирали, ели с медом и сахаром, а также готовили из них разные блюда, например, пироги. До Второго Спаса есть яблоки запрещалось, а первые собранные в этот день плоды освящали в церкви и только потом вкушали. Иногда, доедая последний кусок спасского яблока, загадывали желание и верили, что оно обязательно исполнится. В южных районах наравне с яблоками освящали и пробовали первый виноград. В этот день устраивались торги, на которых выставляли целые телеги с яблоками. Кроме того, люди, имевшие сады, считали своим долгом в этот день угостить плодами больных, нищих и сирых. Тех, кто нарушал этот обычай, считали людьми непорядочными. В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными. «Пришел Спас — бери рукавицы про запас»; «Второй Спас шубу припас», — подмечали наши предки. Приближение осени чувствовали и журавли, начиная собираться в теплые края. По тому, какая погода в этот день, судили о будущем январе.
Поделиться452014-08-23 13:23:30
23 августа Лаврентьев день Дата по старому стилю: 10 августа
Сегодня отмечается день святого Лаврентия Римского, жившего в 3 веке и служившего в качестве архидиакона римской христианской общины. Согласно житию, Лаврентий происходил из города Оска на территории современной Испании и был учеником архидиакона Сикста. Когда Сикст стал римским епископом, Лаврентий был рукоположен в диаконы; ему поручили надзор за имуществом церкви и заботу о бедных.
Когда император Валериан объявил гонения христиан, многих священников казнили, а простых христиан лишали имущества и изгоняли из городов.
Одной из первых жертв стал наставник Лаврентия, обезглавленный по приговору правителя. Идя на смерть, Сикст предсказал своему ученику, что вскоре и он последует по его пути, и велел продать все церковные сокровища и раздать деньги нуждающимся христианам. И действительно, вскоре Лаврентия бросили в темницу, где он совершал чудеса, исцелял больных и тем самым многих обратил в свою веру.
Когда римский префект потребовал отдать сокровища церкви государству, Лаврентий попросил три дня срока. За это время он раздал имущество беднякам, а после заявился к правителю с толпой нищих и калек, сказав: «Вот истинные сокровища церкви». Разгневанный префект приказал подвергнуть Лаврентия жестоким пыткам, от которых святой и умер.
Русская православная церковь в этот день также поминает местночтимого святого — юродивого Лаврентия Калужского, жившего в 15–16 веках. По преданию, его дар помог защитить Калугу от нападения крымских татар в 1512 году. Около места погребения святого Лаврентия построен Лаврентьевский монастырь.
В народе Лаврентия считали целителем глазных болезней. Поэтому ему молились о прозрении, а также о защите от дурного глаза.
В полдень на Лаврентия наши предки выходили смотреть на воду в реках и озерах: если она тиха и спокойна — осень будет безветренной, а зима — без вьюг и метелей. «Осень и зима хорошо живут, коли вода тиха, и дождик идет», — говорили люди. Обращали внимание и на погоду: сильная жара или сильные дожди предвещали то же самое на всю осень. Эти же приметы пророчили хорошую рыбалку в конце лета — начале осени.
Поделиться462014-08-25 12:25:53
День мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними Аникита Никомидийский 25 августа
Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284—305), установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан. Разгневанный Диоклитиан приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить его на съедение зверям. Но выпущенный лев сделался кроток и ласкался к нему.
Внезапно началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святого Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих.
Племянник мученика — святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: «Идолопоклонник, твои боги — ничто!». Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал уговаривать их: «Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу». Мученики отвечали: «Погибни ты со своею честью и богатством!». Тогда их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась. Наконец Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты, сами ступили в нее со словами: «Мы христиане!». Все они скончались с молитвою на устах. Тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня и даже волосы их остались целы. Видя это, многие из язычников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 году.
Поделиться472014-08-27 11:23:08
Михей Тиховей
Дата по старому стилю: 14 августа Праздник установлен в честь одного из так называемых «малых» библейских пророков Михея, жившего в Иудее в 8 веке до нашей эры. Михей считается автором пророческой книги, а также основоположником тенденции упрощать суть иудаизма. «О человек! Сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренному ходить перед Богом твоим», — так Михей понимал смысл жизни человеческой.
Считается, что Михей первым из пророков предсказал, что Иудея будет разрушена из-за греховного поведения ее лидеров. Однако, встречается у него и пророчество, внушающее надежду, — о пришествии Мессии.
Тиховеем этот день прозвали на Руси потому, что было принято наблюдать за ветром: если он тих и спокоен, то осень будет солнечной, а если быстр и стремителен — следует ждать ненастья. По этому поводу складывали поговорки: «Тихий ветер в сад — сухая осень в лес»; «Михеев день с Бабьим летом бурей-ветром перекликаются».
Обращали внимание на журавлей. Если птицы потянулись клином на юг – значит, к середине октября ударит мороз. Если же журавли спокойны и не встают на крыло, зима придет позже обычного.
На Михея по обыкновению чествовали каменщиков — строителей храмов, крепостей, княжеских и царских хором; помощников всех, кто хочет обзавестись жильем. На Руси каменщиков почитали и даже побаивались, ведь если им не угодить, они могли сотворить с хозяином злую шутку — например, заложить в печную трубу гусиное перышко. В этом случае каждый раз, когда станут топить печь, она будет «стонать» и пугать домочадцев.
После Михея завершается Успенский пост и начинается осенний мясоед. В эту пору играют заранее сговоренные свадьбы. Так что Михеев день — последняя возможность посвататься к понравившейся девушке.
Поделиться482014-08-28 00:58:38
28 августа православные празднуют Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы - это один из двенадцати великих церковных праздников в православии, который празднуется 28 августа (15 августа по старому стилю).
В этот день церковь воспоминает праведную кончину (Успение) Божией Матери событие, окрашенное одновременно печалью, потому что это день окончания жизненного пути Богородицы, и радостью, потому что это день соединения Ее с Сыном. Православный праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 14 (1 по старому стилю) по 27 (14 по старому стилю) августа.
Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен в Предании церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.
Праздник Успения восходит к первым векам христианства. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского.
В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. Всеобщее празднование этого дня было установлено при византийском императоре Маврикии с 582 г. С 595 г. праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.
Из Священного Предания известно, Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила в доме его родителей. Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе. Перед кончиной Пресвятая Дева Мария пожелала увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру.
В день Успения Богородицы почти все апостолы чудесным образом оказались собранными в Иерусалиме для прощания с Нею. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.
Как сказано в Священном Писании, в назначенный час множество свечей пылало в храмине, и святые апостолы окружали ложе, на котором возлежала Богоматерь. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего Сына и Господа. Вдруг воссиял свет несказанный, перед которым померкли пылавшие свечи, кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов и приблизился к Пречистой Матери Своей. Пресвятая Богородица обратилась к Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Своего Сына и Бога, и тотчас раздалось ангельское пение.
С зажженными светильниками, с пением псалмов апостолы погребли Богородицу, как она велела, в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела Ее родителей. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. На третий день до Иерусалима добрался опоздавший на погребение апостол Фома. Желая проститься с Пресвятой Девой, он вошел в пещеру и обнаружил ее пустой. Тела Пресвятой Девы не было, остались толькоодни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом и молились Богу, чтобы Он дал им знать, что стало с телом Божией Матери.
Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами во все дни".
Празднику Успения Богородицы посвящены многие соборы в Москве, Kиеве, Владимире и других древних городах. О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II в., а также фрески в катакомбах.
В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, в IX Феофан Никейский написали каноны на день Успения, которые поет ныне Церковь в этот день. В песнях канона в день Успения называется он знаменитым, торжественным и Божественным праздником. Кроме этого, Успение Богоматери в Православной церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события.По народному календарю, в этот день завершали жатву. Окончание сбора урожая сопровождали обрядом: на полосе оставляли горсть несжатых колосьев. Рядом закапывали хлеб и соль. Если до праздника успеть собрать хлеб и начать пахоту, то на следующий год земледельца ждал большой урожай: "До Успенья пахать лишнюю копну собрать". Еще в этот день начинали солить огурцы: "На Успение огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить".
С Успения лето окончательно поворачивает на осень, и празднуют первые осенины первую встречу осени. Считалось, что "с Успенья солнце засыпается", т.е. поздно восходит, поэтому в этот день закат солнца провожали в поле с песнями. Так как Успение считалось последним летним днем, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые "вздували огонь", т. е. зажигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете.
С Успения начиналось "молодое бабье лето", продолжавшееся до дня Ивана Постного (8 сентября).
Успение последний день отлета ласточек, а также, по народным представлениям, с этого дня у лягушек "зарастает рот" и они перестают квакать.
Поделиться512014-09-02 13:12:30
Самойлов день
В этот день отмечают память библейского пророка Самуила, или Шмуэля (то есть «услышанного богом»). Самуил родился в самое тяжелое для израильтян время, и ему суждено было наставить свой народ на путь истинный, пишет calend.ru.
При слабом первосвященнике Илии моральное разложение израильтян достигло критической точки. Результатом распущенности, духовной и физической немощи стало поражение от филистимлян, захвативших величайшую святыню — Ковчег Завета. Однако Самуил, созвав соплеменников на торжественное покаяние, сумел вдохновить их на изгнание филистимлян. После этого началось возрождение народа. Большую роль в этом сыграли организованные Самуилом «пророческие сонмы», задачей которых было просвещать людей, а также пробуждать в них патриотизм.
Самуил мудро правил народом в качестве верховного судьи, но когда он стал стар, люди, испугавшись возвращения анархии, стали просить его назначить правителя над ними. Таким образом, отвергли они Царя небесного, а возжелали царя земного. И тогда Бог велел Самуилу сделать так, как просят люди, но предупредил, что их ждут несчастья, причина которых – обыкновенная алчность и жестокость земных правителей.
Пророк предостерегал израильтян и просил, чтобы они отказались от своего решения, но те были непреклонны. Самуил назначил царем Саула, но еще при его жизни тайно помазал на царство другого — Давида, поскольку первый правитель разочаровал его.
На Руси пророка Самуила считали заступником сильного пола, говорили: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит». Поэтому и Самойлов день становился своего рода мужским праздником: дочери подавали с утра отцу семейства новую рубаху, жены накрывали богатый стол, чтобы хозяин добрым да сытым принимался за дела.
В Самойлов день просили хорошей погоды для осенних работ. Времени для них оставалось совсем мало — зима приближалась неизбежно. В этот день в лесах уже появлялись первые зимние опята, и дети с корзинами шли за «урожаем». На столе частым блюдом в этот день были жареные грибы с картошкой.
Поделиться522014-09-08 14:21:45
8 сентября Наталья Овсяница и Адриян Осенний Дата по старому стилю: 26 августа
В этот день отмечается память святой мученицы Наталии и ее мужа Адриана, живших в начале 4 века в Никомидии, на берегу Мраморного моря. Наталия выросла в благочестивой христианской семье, но замуж вышла за язычника — богатого и знатного юношу Адриана. Супруги прожили вместе чуть больше года, когда начались гонения на христиан.
В Никомидию прибыл император Максимилиан, и по его личному приказу 23 христианина были подвергнуты самым жестоким пыткам. Адриан поразился, с каким терпением мученики сносили испытания, и начал расспрашивать их о боге. В конце концов, он и сам уверовал в Христа. Тогда язычники схватили молодого мужчину и бросили его в темницу. Узнав об этом, Наталия поспешила к мужу. Вскоре Адриана предали лютым мучениям, а верная супруга до конца была при нем, ободряя его и укрепляя в вере. За свои душевные страдания Наталия также заслужила мученический венец и вскоре после смерти Адриана последовала за ним в Царствие Небесное.
С Натальи Овсяницы на Руси начинали косить овес. «К Наталье не выкосишь овес — намотаешься до слез», — говорили в народе. Первый сноп овса по обыкновению несли с песнями в избу и ставили в красный угол — под образа. Хозяин и работники садились за стол, а хозяйка угощала их деженем — овсяным толокном, замешанным на молоке или на воде с ягодами, а также овсяными блинами. «Несет Наталья в овин овсяный блин, а Адриян — в горшке толокно», — приговаривали за обедом. Запивали кушанья овсяным же киселем на бруснике.
Если к этому дню не опали листья с березы и дуба, это означало, что зима будет суровой (Фото: elen_studio, Shutterstock)
Угощение в этот день доставалось также лошадям: им насыпали овса вдоволь. При этом к овсу относились уважительно, помнили: «Не кони везут, овес везет»; «У сытого коня восемь ног»; «Не погоняй кнутом, погоняй мешком».
С этого времени день убавляется примерно на три часа от летнего солнцестояния. В народе примечали: «Петр и Павел (12 июля) на час день убавил, Илья Пророк (2 августа) два уволок, а Адриян и Наталья три утащили, канальи».
Обращали внимание и на приметы погоды. Холодный утренник на Наталью предвещал раннюю и холодную зиму. Если к этому дню не опали листья с березы и дуба, это означало, что зима будет суровой.
Поделиться532014-09-14 17:02:01
Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг
Церковное новолетие празднуется осенью (Фото: Mikhail Markovskiy, Shutterstock)
14 сентября Пожалуй, самым незаметным православным праздником является Церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Готовые праздновать светский Новый год и 1, и 14 января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный Церковный год. Любой новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. 1-е сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум». И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.
1 сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого в 325 году, — дань гражданской византийской традиции. Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости. С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.
Церковное новолетие
Поделиться542014-09-26 15:48:34
26 сентября
Корнилье
Дата по старому стилю: 13 сентября По церковному календарю наступает день святого Корнилия, жившего в Риме в 1 веке. Согласно Новому завету, Корнилий был «благочестивый и боящийся Бога» человек. Так называли язычников, которые почитали Бога Израиля, но не вступали в иудейскую общину. Однажды Корнилию явился ангел и велел найти святого Петра. Мужчина выполнил указание, и Петр крестил его в своем доме. Корнилий считается первым язычником, принявшим христианство. Впоследствии он по благословению Петра стал епископом и прославился тем, что разрушил языческий храм в городе Скепсии, после чего многие жители поверили в Христа.
На Руси день святого Корнилия стали называть Корнильем, поскольку в этот день убирали с гряд корнеплоды: репу, свеклу, редьку, морковь. «В Корнилов день — последнюю репу с огорода вон», — говорили крестьяне. Считалось, что с этого времени «корень в земле не растет, а зябнет». Заморозки, которые уже случались нередко, могли погубить урожай.
Из овощей наши предки готовили множество блюд. Так, редьку ели обыкновенно в двух видах: либо натирали на терке, добавляли лука, заправляли постным маслом и квасом; либо нарезали тонкими ломтиками, посыпали солью и давали постоять, пока не выделится сок. Впрочем, редька считалась едой бедных людей. По этому поводу говорили: «На столе семь перемен, и все одна редька: редька-триха, редька-ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках и редька целиком».
Морковь употребляли и в виде салатов, и в вареном виде. Репу парили, варили, ели в сыром виде. А вот из свеклы готовили самое известное русское кушанье — борщ. Правда, свое название это блюдо получило от другого растения — борщевика, который изначально входил в рецептуру супа. Борщи наши предки готовили разные — не только из мяса, но и из птицы, из грибов и даже из рыбы.
Корнилье считалось также последним теплым днем осени. Если шел последний теплый дождь, это называли хорошей приметой. «Дождь к земле припадает — землю целить начинает», — говорили крестьяне.
Поделиться552014-09-27 00:37:13
27 сентября
Воздвиженье
Дата по старому стилю: 14 сентября Церковный праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня был установлен в память обретения Креста, которое произошло в 4 веке в Иерусалиме. По преданию, его нашла мать императора Константина Великого царица Елена. Она организовала раскопки, в ходе которых была обнаружена пещера Гроба Господня, а неподалеку — три креста. Узнать тот, на котором распяли Христа, помогло чудо: больная женщина, прикоснувшись к нему, получила исцеление.
Главные праздничные мероприятия в этот день совершались в церквях. Вернувшись их храма, крестьяне приступали к своим повседневным делам и заботам. Однако название праздника нашло отражение в народных поговорках. Воздвижение на Руси называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем — словами, обозначавшими какое-то движение, изменение состояния. «Пришло Сдвижение — кафтан с шубой сдвинулся», — говорили в народе, подмечая, что зима «придвигается», а лето и осень
Праздник был постным. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках, которые сопровождались шутками и байками.
Продолжались в это время и девичьи вечерки. Существовало поверье, что если девушка, собираясь в этот день на посиделки, семь раз прочтет особый заговор, то ее полюбит приглянувшийся ей парень.
А вот важных дел на Воздвиженье начинать было нельзя, иначе все могло пойти прахом. Запрещалось также ходить в лес, где в это время медведь себе берлогу устраивает, а леший осматривает свое царство. Готовились к зиме и змеи, которые прятались под трухлявые пни и лежали там без движения. Говорили, что если змея на Воздвиженье кого-нибудь ужалит, то не сможет уползти и спрятаться от мороза.
В это время уже случались заморозки, но они еще не были страшны. «Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка», — подмечали в народе.
Поделиться562014-09-28 23:15:27
Сегодня я хочу Вас познакомить с мужским монастырем нашего города . Расположен от не далеко от ВВеденского собора .
Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди Православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав. В 1924 году был закрыт советской властью. В 1993 году вновь открыт и начал восстанавливаться. До 2009 года наместником монастыря являлся игумен, впоследствии архимандрит, епископ Савватий (Антонов). С 25 декабря 2009 года наместником монастыря является игумен Василий (Паскье). C апреля 2011 года - в сане архимандрита. Священноархимандритом по традиции является правящий архиерей, в настоящее время Высокопреосвященнейший Варнава, митрополит Чебоксарский и Чувашский.
Вид с Волги
Летопись Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря
С завоеванием Русью Казанского ханства встала задача христианизации народов этого края. В письме царя Ивана IV Грозного архиепископу Казанскому Гурию, направленном в апреле 1557 года, особо подчеркивались миссионерские обязанности монахов вновь учрежденной Казанской епархии: "поганые в веру обращати - то есть долг всех вас".
С этими миссионерскими целями в 1566 году по Указу царя Иоанна Васильевича Грозного был основан в Чебоксарах Троицкий мужской монастырь: «царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Русии пожаловал, велел в Чебоксарех устроити манастырь Живоначальные Троицы». Тогда же новой обители были отведены 83,25 десятины пашни, сенокосы у Малого Кувшина, на Пушкарке за Волгой и на Казине острове на 400 копен (40 десятин), 24 квадратных версты «леса пашенного и непашенного» на Горной стороне. Здесь возникли первые монастырские деревни. В 1582 году монастырю были отведены рыбные ловли по Волге от Маслова до Казина островов, а также в озерах на левом берегу Волги. В дальнейшем владения монастыря расширялись. В 1646 году ему принадлежали деревни Набережная, Якимово, Банная, Соляной овраг, Гремячевская, Кувшинская с мельницей. В Чебоксарском посаде располагались 14 дворов монастырских служителей, которые были ремесленниками. В 1678 году монастырь владел 113 крестьянскими дворами в указанных деревнях.
Известно, что настоятелем монастыря с 1582 года являлся архимандрит Иоанникий. Известны также имена настоятелей в 17 веке: игумен Иннокентий (1616), игумен Кирилл (1620-1625), игумен Филарет (1649-1652), архимандрит Иларион (1675-1703).
В «Смутное время» начала XVII века - в крае поднялась мощная волна повстанческого движения. Неурожаи, голод и иноземное нашествие до предела обострили социальные противоречия. С конца лета - осени 1609 года сюда стали прибывать отряды волжских казаков.
В 1609 году монастырь был сожжен и разорен. Настоятель игумен Геласий был убит повстанцами, сброшенный с монастырской колокольни. Вот как об этом пишется в челобитной келаря Чебоксарского Троицкого монастыря Исаии, написанной на имя царя в 1614/15 году: «…как де в смутные годы кузьмодемьянские стрельцы и с чювашею, и с черемисою город Чебоксары взяли, и игумена де их Галасья з башни убили до смерти.»
Первоначально храмы монастыря были деревянными, колокольня находилась со стороны Волги, с севера. В описи от 1763 года упоминается о четырех каменных храмах: Троицкий, Толгской Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позже Петропавловский храм за ветхостью был разобран.
В 1764 году был издан указ Екатерины II о секуляризации церковных земель и разделении всех Российских монастырей на три класса. В результете такой государственной политики, монастырь лишился всех своих владений и деревень и был причислен к 3-му низшему классу. По штату в монастыре положено было иметь 12 монахов.
Во время путешествия по Волге, направляясь в Казань в 1767 году, императрица Екатерина II остановилась в Чебоксарах. Она начала свое знакомство с городом с посещения Свято-Троицкого мужского монастыря. Здесь она участвовала в торжественном молебне отслуженном настоятелем обители архимандритом Хрисанфом. «...1767 год мая 25 дня приближались к городу Чебоксару к третьему часу полудни и стали на якорь; а Ея императорского величества в 9 часу изволила в шлюпке пойти к приготовленной преизрядной столярною работаю пристани, на которой Казанский губернатор, с воеводою того города и множеством окрест живущих дворян ожидал прибытия Ея в препровождении всех взошед Ея величество на гору принята духовным собором под предводительством архимандрита монастыря живоначальные Троицы Хрисанфом, за которым пришлось к животворящему кресту изволила пойти в Соборную монастырскую церковь».
В 1789 году к монастырю была приписана Владимирская пустынь (бывший Сретенский монстырь). В 1791 году, с назначением настоятеля игумена Антония, управлявшего обителью до 1821 года, началось постепенное возрождение монастыря. По Указу императора Павла I в конце 18 века монастырю были даны земли, около 30 десятин и озера для рыбной ловли.
В 1838 году к монастырю приписывается Геронтиева пустынь, располагавшаяся на правом берегу Волги.
Известны настоятели монастыря в 19 веке: архимандрит Самуил (1830-1853), архимандрит Варсонофий (1855-1874), архимандрит Александр (1879-1891), игумен Ермолай (1891-1899).
В конце 19 века при архимандрите Димитрие (1899-1902) обновляется и освящается, пришедший в ветхость Троицкий Собор. Особый след в истории города и монастыря оставил приезд Высокопреосвященнейшаго Арсения, архиепископа Казанскаго и Свияжского в июле 1900 года. Целью приезда владыки было освящение обновленного храма во имя Св. Троицы в мужском монастыре. К приезду уважаемого архипастыря храм был «возобновлен во внутренних своих частях: устроены везде новые полы, стены окрашены масляной краской и расписаны».
В 1902 году настоятелем монастыря назначается архимандрит Серафим (Павлиненко), который управлял обителью в 1902-1922 годах. Этот почитаемый в народе старец, подвизавшийся около 20 лет на Афоне, своим молитвенным подвигом и примером духовно поднял обитель. Во время его настоятельства в монастыре значительно увеличилось число братии. При монастыре действовала мужская церковно-приходская школа с 73 учащимися, располагавшаяся в отдельностоящем здании вблизи монастыря.
В январе 1918 года, согласно постановлению нового Советского правительства, по распоряжению Чебоксарского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Свято-Троицком монастыре была проведена перепись имущества и капитала с целью их последующей конфискации, что в дальнейшем и произошло.
В том же году, революционно настроенная часть братии, удалила от должности настоятеля отца Серафима. «Вместе с ним был удален и казначей монастыря иеромонах Варсонофий. Произведенное особой комиссией от Епархиального Совета следствие установило полную самочинность и беззаконность действий части братии, и за подобное насилие над настоятелем лишило виновных сана и монашества. Характерно, что уже тогда у власти именно эти сомнительной репутации люди находили полное понимание и постоянную готовность помочь». Архимандрит Серафим правил обителью до мая 1922 года.
Под предлогом помощи голодающим в 1922 году правительство изъяло у монастыря массу ценных богослужебных предметов и икон в драгоценных окладах. Часть из них была передана в новообразованный музей, благодаря чему сохранилась и частично была возвращена в 1990-е годы.
Игумен Вассиан (Шапошников), сменивший отца Серафима в 1922 году, пытается сохранить монастырь, но все же его закрывают в октябре 1924 года.
29 октября 1924 г. на заседании президиума Облисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области был рассмотрен вопрос о закрытии Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Чебоксары. Обвиняя религиозную общину монастыря о намеренном сокрытии богослужебных и не богослужебных предметов, а также мотивируя острым недостатком в городе помещений для культурно-просветительских и общественно-политических целей, отсутствием в городе нужды в храмах и прихода в монастыре, а также тем, что «монастырь не является предметом почитания широких и религиозных масс», президиум постановил: «...на основании постановления ВЦИК от 29 марта 1923 года расторгнуть договор от 14 августа 1920 года, заключенный с религиозной группой, монастырь закрыть и богослужебные предметы передать другим религиозным группам или обществам...». Таким образом, теперь окончательно вся собственность монастыря оказалась у государства, в том числе и храмы, а 6 остававшихся к тому времени насельников, разошлись.
Известна судьба насельника монастыря иеромонаха Николая (Танащука), поступившего в Чебоксарский монастырь послушником из Глинской пустыни в 1898 году. Он до конца служил в обители, исполнял должность казначея. После закрытия монастыря в 1924 году, он служил в Чебоксарах в женском монастыре до закрытия последнего в 1929 году и храмах города до своего ареста. В 1940 году он умер в заключении в Алатырской исправительной колонии. Другой насельник родом из Ядринского уезда - послушник Георгий Афанасьев, впоследствии ставший иеромонахом Гликерием, вернувшись из ссылки, снова был осужден и погиб в заключении в одной из колоний Чувашии. Остальные братья, находившиеся в обители при ликвидации, были уроженцами Малороссии, видимо, уехали на родину или в Казань.
В июле 1925 года президиум исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАССР, объясняя «крайней ветхостью и угрозой обрушения», принял постановление о сносе колокольни при бывшем мужском монастыре. В это же время начинается частично и снос монастырских стен.
Отсутствие большого строительства в 1920-1930-х годах и острая нужда в помещениях, по всей вероятности, позволили сохранить здания монастыря, пусть частично перестроенных и содержащихся арендаторами крайне неудовлетворительно.
Постановлением Совмина ЧАССР от 20 декабря 1946 года № 1408 «Об охране памятников архитектуры» был утвержден список, в котором значится Троицкий монастырь. Так, с 1946 года, здания монастыря становятся памятником архитектуры и охраняются государством. Вплоть до 1980-х годов, в монастырских кельях, в пристрое церкви Феодора Стратилата, в настоятельских покоях располагались жилые помещения, в 1979-х годах оно было передано Облсовету по туризму, а в 1980-х годах – Министерству культуры ЧАССР.
В 1992 году, правительство Чувашской республики принимает решение передать здания бывшего монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии. В мае 1993 года началось восстановление монастыря, а 30 июля 1993 года священнослужитель Введенского собора г.Чебоксары иеромонах Савватий (Антонов) назначается наместником монастыря. Священноархимандритом обители становится правящий архиерей - архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава.
В июле 1993 года в монастырь пришли первые насельники. На праздник преподобного Серафима Саровского 15 января 1994 года совершилась первая служба с крестным ходом в восстановленном и новоосвященном Толгском храме. Постепенно восстанавливаются Троицкий собор, колокольня, разрушенные стены с угловыми башнями.
Летом 1996 года подняли первый колокол в 59 пудов на вновь отстроенную колокольню.
В том же году, при посещении Чебоксарско-Чувашской епархии, в монастырь пожаловал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Его Святейшество отслужил молебен Святителю Николаю в Троицком соборе.
23 декабря 1996 года, архиепископ Варнава освятил Троицкий собор и, был поднят второй колокол в 75 пудов.
В следующий свой архипастырский визит в Чувашию Его Святейшество совершил в монастыре всенощное бдение.
Чебоксарскому Свято-Троицкому мужскому монастырю принадлежат два подворья: одно – в селе Малое Чурашево Ядринского района, другое - в селе Большой Сундырь Моргаушского района. К подворьям приписаны храмы, в которых совершают богослужения священномонахи - насельники подворий.
На территории монастыря располагается здание Епархиального Духовного училища. При монастыре имеется Воскресная школа.
В связи с убытием прежнего наместника Епископа Алатырского Савватия на Улан-Удэнскую и Бурятскую кафедру, 25 декабря 2009 года Священным Синодом РПЦ назначен новый наместник - игумен Василий (Паскье).
Поделиться572014-09-29 09:42:37
Продолжаю знакомить вас с достопримечательностями моего города . Сегодня мы пройдемся по святым местам города .
В Чебоксарах имеется большое количество как старинных так и построенных в наше время церквей. Все они находятся в превосходном состоянии и являются действующими церковными приходами. К сожалению, большое количество старинных церквей и часовен было утрачено со временем или оказались затопленными после поднятия уровня воды в водохранилище.
1. Храм Святых Новомученников и Исповедников Российских на Проспекте Тракторостроителей (построена в наше время) ;
2. Церковь 2000-летия Рождества Христова на Площади Республики (современное строительство) ;
3. Успенская церковь на Заливе (1763 год) ;
4. Церковь Михаила Архангела на ул. Константина Иванова (1702 год) ;
5. Воскресенская церковь на Заливе (недалеко от Речного вокзала, 1758 год) ;
6. Церковь Иоанна Кронштадского на ул. Коммунальная Слобода в Чапаевском посёлке в Чебоксарах (Усыпальница купца Ефрема Ефимовича Ефремова, строительство закончено в 1911 году) ;
7. Введенский собор в Чебоксарах (1651 год) на ул. Константина Иванова;
8. Свято-Троицкий мужской монастырь в Чебоксарах (ул. Константина Иванова в районе Залива, строился в течении 17-18 вв. ) ;
9. Спасо-Преображенский женский монастырь в Чапаевском посёлке в Чебоксарах (район Владимирская горка, строился и перестривался на протяжении 18-20 вв.).
Мы начинаем знакомство с собора который для меня лично очень дорог.
С этим собором связана история моей семьи . Тут венчались мои дедушка и бабушка , крестили мою маму , венчались мои родители, здесь крестили меня , и я венчалась со своим мужем . В нем мы крестили нашу дочь.
Введенский собор
Введенский кафедральный собор — старейшее здание Чебоксар и всей Чувашии, памятник федерального значения. Первый (бревенчатый) храм на этом месте был заложен по грамоте царя Ивана Грозного от 26 мая 1555 года. Место под его строительство в Чебоксарском кремле освятил в 1555 году святитель Гурий Казанский. Ныне существующее здание возведено в середине XVII века (в 1650-е или 1660-е годы).
В грамоте Ивана IV от 26 мая 1555 года данной первому казанскому архиепископу Гурию, говорилось, что надо определить место, «где быти святой соборной церкве Введению Пречистой» и «назнаменовати место, где граду быти». Гурием здесь была поставлена полотняная церковь, вскоре заменённая деревянной. В 1559 году деревянная церковь сгорела. В 1660-х годах выстроен ныне действующий каменный собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (холодный). Позднее к нему были пристроены тёплые приделы, с правой стороны — преподобного Сергия Радонежского, с левой — Святого преподобного Алексия, человека Божия. На рубеже XVIII—XIX веков последний придел расширили, устроив четвёртый престол — Священномученика Харлампия.В советское время закрывался на относительно кроткий срок: в 1943 году богослужения в нём были возобновлены. 6 апреля 1945 г. настоятель Введенского собора направил телеграмму И. В. Сталину о внесении в фонд обороны 136200 рублей Церковным советом, духовенством, верующими г. Чебоксары, Сталин же телеграммой обратился с благодарностью к председателю Церковного совета Введенского собора г. Чебоксары за сбор средств на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского.
К особо чтимым иконам в Введенском соборе относятся четыре:Икона Божией Матери Владимирской (в киоте): написана в XVI веке, была украшена серебряной позолоченной ризой и находилась по левую сторону царских врат. По преданию, это дар архиепископа Казанского Чудотворца Гурия.
Икона Спасителя: по преданию, подарена собору митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном. Имела серебряный оклад с маргаритом (жемчугом) и была вставлена в икону с изображением двунадесятых праздников.
Образ Смоленской Богоматери с мощами разных угодников Божиих: подарен митрополитом Тихоном, которому в 1687 году он был преподнесен грузинским царём Арчилом.
Образ святых Казанских Чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа: в икону вложены серебряные ковчежцы с частицами их мощей. По преданию, чебоксарцы отправили выборщиков в Казань просить часть мощей святых угодников. Желание их было выполнено.
Через залив переброшен пешеходный мост. За ним видна дамба, называемая "Дорога к храму". Дальше Волга.
Поделиться582014-10-14 02:04:38
Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Великий праздник Русской Православной Церкви - Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется ежегодно 14 октября по новому стилю (1 октября - по старому).
Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, когда в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров.
...В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Поделиться592014-10-14 02:07:09
Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».
Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?». Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».
Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».
Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».
Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков, собрав последние силы, они победили сарацинов.
Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В 14 веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, чтобы господь послал им хороших женихов. Народная примета подсказывает, что чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году.